Режиссер Лариса Маркина поставила спектакль по мотивам сказки «О рыбаке и рыбке» Александра Пушкина. Его показ прошел в минувшую субботу на Большой Садовой, 10 в «Доме Булгакова». В феврале спектакль, в копилке собравший не одну награду, будет представлен на XXIV Пушкинском фестивале, на сцене Псковского театра.
Юмор в том, что и в Санкт-Петербурге есть режиссер и актриса Лариса Маркина, того же возраста, что и ее московская тезка. И Лариса, та, что из северной Пальмиры, тоже сделала постановку по мотивам пушкинской сказки. Вот такая водевильная история!
Эти разные спектакли не только резонируют, но и совпадают в творческом звучании. Как сказала московская Лариса Маркина: «Они рифмуются». Во-первых, это комедии, во-вторых, и тот и другой спектакль рассчитаны на широкую публику от пяти до ста и более лет. В-третьих, в них разыгрываются главным образом те подстрочные интервалы, которые Пушкин оставил для работы воображения читателя.
Публика фестиваля увидит два отдельных спектакля – московскую и питерскую версии «Золотой рыбки». А вечером 10 февраля будет дано гала-представлен ие, в первом акте которого на сцену выйдут питерские актеры со своим вариантом знаменитой сказки, а второй акт отдается во всевластие москвичей. Рабочее название вечернего представления – «Сцены из супружеской жизни». Отправной точкой повествования является вопрос – что значит для семейной пары, прожившей вместе, в любви и согласии тридцать лет и три года, форс-мажорные обстоятельства в виде появления в их судьбе золотой рыбки.
Московская Лариса Маркина, которая в своем спектакле играет старуху, рассказала «НГ» о видении пушкинской сказки. Рабочее название пьесы для спектакля звучало так: «Семейные сцены, похожие на сказку». В процессе создания спектакля решено было уйти от избитого клише, в котором представлена дряхлая супружеская пара, преклонного возраста, умирающие старик и старуха, совершенно безразличные друг другу и живущие каждый в своем, замкнутом на себя, мелочном мире.
Александр Пушкин упоминал о том, что в старину на Руси венчали и 13-летних, поэтому героям сказки после 33 лет совместной жизни вполне могло быть около 46-ти. А это возраст, не только по современным меркам, предполагает, что у людей еще есть желания не всегда связанные с плотью, но и устремления к богатству, власти. Этим, по мнению режиссера, и объясняется поведенческая линия старухи, полной сил и необузданных страстей.
Сам автор сказки довольно определенно сформулировал позитивную картину 33-летнего совместного бытия старика и старухи. Жили они все эти долгие годы счастливо, в великолепных экологических условиях – у самого синего моря, в привычной для себя обстановке, почитая то малое, что у них есть, за достаток. Ветхая землянка не в счет, поскольку бунгало, состоящее лишь из шаткого каркаса и пальмовых веток, является великолепным жильем на берегу тропических морей. И все у них было замечательно, так как сравнить было не с чем.
Перед зрителем разворачивается сюжет, похожий на ветхозаветную историю из книги Иова. Но здесь испытанию подвергается не патриарх-праведн ик, а обычная женщина, и в качестве поприща ей дается не нужда и утраты (в которых она всегда жила и считала нормой бытия), а получение неограниченных возможностей.
По мнению режиссера, знаменателен сам момент восприятия чуда как стариком, так и старухой. Что же происходит? Любящий муж не может придти в себя после того, как рыбка с ним разговаривала человеческим языком, он даже забыл о 33-летней годовщине супружества, которую старая семья собиралась отметить в день, когда он отправился к морю, чтобы три раза забросить свой невод.
Режиссер обращает внимание зрителя на странность, связанную с появлением рыбки. Как такое может быть, что всемогущее существо попадает в дырявую сеть, затем молит старика отпустить ее, хотя по логике вещей рыбка в состоянии не только самостоятельно освободиться из невода, но в ее власти и море перевернуть вверх дном? Получается, она следует инфернальному плану, выступает в роли Мефистофеля, дабы подвергнуть сильнейшим соблазнам героев, проживших вместе долгую, счастливую, но монотонную жизнь.
Главная героиня этой пьесы по мотивам сказки выступает в роли жесткой пародии на русских нуворишей, которых происшедшие в стране перемены вознесли на немыслимые социальные высоты. И они, получив иной статус, по-прежнему остались невежественными людьми.
Кроме рыбки, старика и старухи в пьесе есть еще два персонажа. В эпоху, когда приходят к власти правители (царицы) со «старушечьим» менталитетом, со дна на поверхность поднимается неописуемая муть, прежние воры становятся министрами при новоиспеченной правительнице.
Старуха никак не может насытиться, поскольку начинает понимать, что вокруг нее меняется только «обложка». Родного и близкого Старика, который качал ее в гамаке, теперь нет, потому что прежние отношения разрушены. Не потому ли она снова и снова посылает за Стариком, поскольку чувствует, что в этой безумной гонке за сменой декораций она потеряла что-то самое главное?
В заключительной сцене зритель видит, что старуха хочет начать все сначала, как будто бы ничего не произошло, а это по логике развития сюжета невозможно, вот здесь и возникает момент для свершения настоящего чуда. Ответ на вопрос «что произойдет» повисает в воздухе, казалось бы все, что можно сказать, уже сказано, добавить больше нечего, повествование закончено, но интрига сохраняется.
В финальных строчках сказки Пушкина есть лишь намек на то, что зло наказано. А в той версии, которую дает Лариса Маркина, звучит отчетливо, что зло не наказано - оно побеждено. И оно заключается в неумении ценить то важное – малое, что имеешь и можешь безвозвратно потерять.
В программке к спектаклю для семейного просмотра есть вкладыш с вопросами, на которые предлагается зрителям ответить два раза, до представления и после. На вопрос «Есть ли в сказке отрицательные персонажи?» до спектакля отвечают: старуха – плохая, рыбка и старик – хороший. Но после спектакля происходит переоценка характеров и большинство зрителей приходят к выводу, что в пьесе нет отрицательных персонажей, здесь всех можно понять.
Источник:
http://www.ng.ru/culture/2017-01-31/100_fish310117.html